Первым продолжительное молчание прервал глава минфина Джордж Осборн. В 7.30 утра перед открытием финансовых рынков он заявил, что британская экономика сильна и готова к любому развитию событий. "Я готов заверить британцев и международное сообщество, что Британия готова встретить то, что готовит для нас будущее, с позиции силы", - заявил он. Осборн также сообщил, что экстренные бюджетные меры не будут приняты как минимум до осени, когда, как ожидается, в должность вступит новый премьер.
Позднее центр политических событий переместился на Даунинг-стрит, куда начали собираться министры для участия в первом после Brexit заседании правительства. Без преувеличения вся Британия ждала от кабинета Кэмерона ответа на три вопроса. Что делать дальше, чтобы объединить расколотую страну? Кому и когда предстоит вступить в переговоры с Брюсселем, учитывая требования европейских партнеров не откладывать процесс выхода из ЕС? И как планирует правительство стабилизировать страну, чтобы не подорвать доверие международных партнеров?
Все эти темы без сомнения обсуждались на заседании, которое продлилось полтора часа. Дольше всех в резиденции британского премьера задержался глава минюста Майкл Гоув, который вместе с Борисом Джонсоном возглавил кампанию за выход из ЕС, но уже дал понять, что не заинтересован в том, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост премьера. А также глава МВД страны Тереза Мэй, которая, как ожидается, в будущем станет основным соперником Джонсона в борьбе за премьерское кресло.
"На встрече чувствовалась атмосфера грусти, но все настроены работать, чтобы вернуть уверенность британцам и нашим международным партнерам... Самое важное - вернуть уверенность экономике", - лаконично ответила на расспросы журналистов министр по делам малого бизнеса, промышленности и предпринимательству Энн Соубри. Репортеры остановили ее по пути на рабочую встречу. И отметили: складывается ощущение, что у правительства нет четкого плана действий. "Я с этим не согласна, у нас есть план", - возразила министр и перешла на противоположную сторону улицы.
В стороне от обсуждения ближайшего будущего Великобритании остался победитель референдума о выходе из ЕС Борис Джонсон. По словам британских журналистов, уже стало очевидным, что кампания евроскептиков не рассчитывала на победу и не строила никаких планов. И уж тем более не думала, что в случае Brexit правительство уйдет в отставку, передав это решение следующему кабмину.
Повышенная нервозность, царящая в Великобритании из-за итогов референдума, стала прорываться наружу. Первый тревожный сигнал поступил из Польской социальной и культурной ассоциации на Кинг-стрит, где появилось граффити: "Больше не будет польских вредителей". В полиции Лондона подтвердили: этот акт, "предположительно, был мотивирован расистскими взглядами". Кроме того, в Кембриджшире расследуют факты рассылки посланий на английском и польских языках в школах. Они содержат предостережение: "Мы проголосовали за выход: убирайтесь". Кэмерон осудил подобные проявления нетерпимости: "Мы увидели гадкие граффити на стенах Польского центра, мы видели преследования людей, за то, что они представляют этнические меньшинства. Следует помнить, что эти люди внесли вклад в развитие страны. Мы не потерпим преступлений на почве ненависти".
Что решили в Вестминстере
О деталях плана рассказал сам Кэмерон в ходе выступления в парламенте. По словам главы британского кабмина, для подготовки переговоров о выходе из ЕС будет создано специальное подразделение, в состав которого войдут "лучшие специалисты Вестминстера". Им предстоит разработать несколько сценариев, выбирать из которых будет следующий премьер Великобритании. Кэмерон также постарался развеять тревоги депутатов об экономическом будущем страны в связи с последствиями Brexit. "Пока мы не покинем ЕС, объем бюджета всех регионов не будет изменен", - объявил Кэмерон. Он отметил, что сохранение доступа Великобритании к единому рынку является одной из приоритетных задач и большим вызовом. "Серьезного изучения требует вопрос, как получить доступ к единому рынку после выхода из ЕС", - сказал Кэмерон, добавив, что в ходе переговоров необходимо добиться максимальных выгод для всей страны и отдельных регионов, включая те, которые проголосовали за то, чтобы остаться в составе ЕС. Кэмерон также предостерег парламентариев от попыток заблокировать Brexit. "Я и кабинет согласились с тем, что это решение следует уважать, - заявил премьер. - Парламент не должен блокировать желание британцев выйти из ЕС".